Историко-архивные исследования при реставрации | Стройреставрация

Историко-архивные исследования при реставрации

Posted Posted by admin in Статьи     Комментарии No Comments
Фев
27

Безусловно, натурные данные, полученные при непосредственном исследовании памятника, являются наиболее надежным материалом для обоснования реставрационных работ. Однако до начала натурного исследования необходимо изучить исторические и литературные материалы, письменные и графические документы из библиотек, архивов, музеев и других хранилищ. Подбор и изучение исторического материала идет параллельно всему процессу реставрации.

Под историко-литературным материалом понимается:

  1. изучение сведений о здании, опубликованных в летописях, мемуарах, специальных научных трудах, путеводителях, справочниках, где могут встречаться изображения здания в разные периоды его существования.
  2. изучение неопубликованных документов местных архивов, библиотек и музеев
  3. изучение неопубликованных графических документов (чертежей, гравюр, зарисовок, икон, фотографий)

В этих источниках можно найти данные о позднейших перестройках, об использованных строительных материалах. Для исследования имеет значение сбор материалов по другим постройкам аналогичного назначения и периода времени.

Сопоставлением всех имеющихся в архивах чертежей, гравюр, рисунков и фотографий разного времени можно наглядно проследить эволюцию здания. Выписки из источников делаются в хронологическом порядке, что позволяет выявлять противоречия в документах. По возможности каждый документ должен дублироваться другим, содержащим аналогичные сведения. Выявление искажения исторических фактов — сложная задача. Разночтения иногда бывают сложными и неясными, что приводит к появлению двух и более равнозначных версий и ставится вопрос о проведении дополнительных изысканий с целью установления истины.

К числу письменных источников можно отнести и надписи на самом здании. Устные источники, например, воспоминания старожилов, тоже могут играть определенную роль, однако к ним следует относиться критически. Полезной может оказаться и историческая литература, биографии, мемуары и даже поэзия.

Ценными материалами для обоснования реставрации становятся архитектурные фрагменты разрушенных зданий. В итоге у реставраторов накапливается обширная картотека сведений об объекте, выявляющая все пробелы в его истории.

К наиболее достоверным сведениям относятся: договоры и подряды на постройку, с именами авторов, датами и другими ценными сведениями, сметы с перечнем материалов, размерами и названиями, описанием конструкций и декоративных деталей, акты сдачи и приемки работ, акты обследований при обрушениях, документы о продаже и покупке.

Самый важный раздел предварительной подготовки — сбор иконографических материалов. Исследователь ищет чертежи, проекты, разновременные копии чертежей построек и перестроек, обмеры, зарисовки, картины, иконы, модели, макеты и фотографии. Графические материалы также располагаются в хронологическом порядке. Если планируется восполнение и воссоздание утрат с применением метода аналогий, то создается подборка памятников того же автора или близких по времени и стилю. При работе с историческими чертежами проводится графический и графологический анализ, для выявления авторов неподписанных документов. Бывают случаи, когда и подпись на чертеже не принадлежит его фактическому исполнителю. До 20-30х годов 19 века архитектор был хозяином своих чертежей. При корректировке первоначального чертежа автор лично вносил изменения и подписывал новый чертеж. При обнаружении нескольких вариантов чертежей здания важно определить, в какой очередности они были выполнены и причину отказа от более ранних вариантов.

Фотографии также выстраиваются в хронологическом порядке и дополняются современными снимками с тех же точек, характеризующих состояние объекта к моменту начала реставрации.

На основе литературных, архивных и иконографических данных создается рабочая историческая справка. Она описывает общую историю памятника, собранные материалы квалифицируются в зависимости от степени их важности при реставрации. В заключении обязательно указываются пробелы и разночтения в сведениях, требующие натурных исследований и дальнейших поисков. Там же содержатся выводы о реальных возможностях и научной обоснованности реставрационных работ. К справке прилагаются выписки из литературных источников, архивных документов и подборка фотографий с аннотациями. Историческая справка с приложениями не считается законченным документом, она будет пополняться и уточняться в процессе реставрации объекта.

Если справка составляется для памятника, составной частью которого является монументальная живопись и скульптура, требуется расшифровать содержание этих изображений: установить сюжет, наименования персонажей, канонические атрибуты.

Комментарии закрыты