«Художественный дизайн Томаса Чиппендейла» | Стройреставрация

«Художественный дизайн Томаса Чиппендейла»

Posted Posted by Надежда Черникова in Библиотека, Статьи     Комментарии No Comments
Апр
25

Стиль рококо в английском ремесленничестве.

Рожденный во Франции стиль рококо являлся следствием тяжеловесного и одновременно роскошного стиля барокко. Новой отличительной чертой рококо стали асимметрия форм и яркая творческая фантазия английских ремесленников. Соединившись со стилем барокко, рококо затем пришло в Германию и Италию.

Французская модель рококо, распространяясь за пределами Франции, претерпела разного рода изменения. Например: немецкий тип рококо не был настолько легким, как французский, а Англия, отрезанная от континента, пренебрежительно относящаяся ко всему иностранному сделала только скромную попытку применить рококо лишь в некоторых отраслях искусства.

Изысканные предметы Пьера Лепотра явились первым вдохновением французского рококо. Такие выдающиеся скульпторы, художники, художники-декораторы, как: Гиль Мари Оппенор, Франсуа Антуан Васе, Антуан Вато, Жюст Орель Мессоннье и Николя Пино своими работами сделали рококо еще более зрелым. Первооткрыватели английского рококо были низкого социального статуса люди, зачастую это были художники-декораторы, резчики по дереву, гравировщики и скульпторы, среди них были Мэтьяс Лок, Генри Коплэнд, Томас Чиппендейл и Томас Джонсон.

Английские ювелиры и гравировщики, украшающие столовое серебро и различного рода металлические предметы первыми начали пользоваться узором рококо. Начиная с 1735 г. гербовые щиты, выгравированные на столовом серебре знати, наделяются асимметрией, что демонстрирует насколько быстро новый стиль вошел в английский обиход. Будучи в постоянных отношениях с Францией, именно английские гугеноты – члены союза английских ремесленников, привезли стиль рококо в Англию.

Резчики по дереву начинают использовать орнамент Рокай. Иллюстрации в книге Абраама Свана «Британский архитектор» демонстрируют камины и лестничные перила, украшенные деталями в стиле рококо 1744-45 гг. и только во второй половине XVII века лепщики и резчики начинают оформлять камины, надгробия, потолочную лепнину в стиле рококо.

Гравировщики по меди, выполняющие обложки книг и торговые карты часто использовали орнамент рококо в трех последних десятилетиях XVIII века, а именно с 1740 по 1770 гг., в то время как, оформление циферблата и тыльной стороны стенных часов в стиле рококо начинается в середине XVIII века.

Английские художники – декораторы брали свои идеи во французских публикациях. Существует гипотеза, что Локк и Коплан, работающие для Чиппендейла, вдохновлялись опубликованными работами архитектора Франсуа де Кювилье.

Мессонье, начинающий как ювелир и затем ставший художником королевского двора, публиковал в основном свои работы гравированного столового серебра в стиле рококо. Ассиметричные модели работ Мессонье, в данном стиле, восходящие к 1728 году доказывают, что предметы столового серебра являлись одним из первых материалов для выражения этого нового стиля, как во Франции, так и в Англии.

В Англии, так же как и во Франции, существовали книги с образцами и моделям. Локк и Каплан публиковали рисунки щитов, подсвечников, трюмо и орнаментов, используемых скульпторами в этом стиле. Тем не менее, наиболее значимым произведением в Англии стал «Директор джентльмена» Томаса Чиппендейла. Первое и второе издания «Директора» (1754 и 1755гг.) содержат новый орнамент, применяемый ко всем предметам мебели и к зеркалам. Подсвечники, фонари, кованные художественные изделия из меди и латуни, различные обрамления, настенная драпировка, домашняя металлическая утварь попали в третье издание, там же особое место заняли камины, каминные решетки и каминные обрамления. Распространение «Директора» по стране, так же как и другие произведения, касающиеся искусства изготовления мебели, позволило провинциальным ремесленникам, краснодеревщикам, создателям кресел, скульпторам и золотильщикам познакомиться с английским рококо.

В ту эпоху, на континенте, почти все предметы домашнего обихода были выполнены в стиле рококо и обладали роскошными формами. Например: передняя и боковые стороны французских, немецких, итальянских комодов и бюро были сделаны с кривизной в трех измерениях и украшены металлическими накладками или выпуклыми скульптурами. Кресла, диваны и столы были украшены по контуру узором рококо, иногда на ассиметричный манер, более свободным. Драпировке стен были присуще не только ассиметричные формы, она была украшена сложным резным орнаментом по нижнему краю.

Англия же, не позволяла себе такой экстравагантности. Пределом знаний английского столяра-краснодеревщика было оформление лицевой стороны комода или стола из красного дерева в так называемой «змеевидной» форме, металлические крепления или резной орнамент были менее популярны в соответствии с простеньким английским вкусом. Ранее описываемые особенности английского рококо относились лишь к деревянной полированной мебели и в меньшей степени к стульям и кроватям, тем не менее, эта мебель, несмотря ни на что, сохраняла грациозную целостность форм французского стиля. Предметы мебели в стиле английского рококо не были утяжелены и перегружены узорами, которые зачастую были свойственны мебели с континента. Исключение составляли французские кресла, так как их изготовители, как и англичане, инстинктивно создавали особенно грациозные и изящные узоры. Изящные кресла Чиппендейла были обречены быть элегантными и грациозными, благодаря использованию прямолинейного и мелкозернистого, превосходного качества сорта акажу, достаточно прочного для получения изящного изгиба тонких ножек и стоек. Кресло, выполненное из грубого дерева теряло всю свою элегантность из-за толстого, тяжелого каркаса, который был необходим для придания искривленной формы.

Расцвет английского рококо отражен в работах двух ремесленников, работающих вместе (скульптора и золотильщика). Резные и позолоченные обрамления зеркал, трюмо, цоколи жирандолей соперничали в экстравагантности с работами континентального рококо, особенно, когда речь шла о работах высочайшего качества, предназначенные для домов аристократии. Работы были изысканно украшены ассиметричным узором и все рельефные часты были позолочены.

Скульпторы и золотильщики зачастую пользовались деревом пихты, подходящим для их оригинальных и изысканных скульптур. Затем, стыки и дефекты штукатурились и покрывались позолотой. Такая техника, соответствовала изящному рококо, применялась для обработки древесины мягких пород, которая затем покрывалась золотом и лаком. Сияние полированного золота в сочетании с матовыми частями придавало орнаменту желаемое великолепие. Резной и блестящий орнамент, выполненный из темных пород древесины (например: акажу) был напротив, контрастным и темным.

Были и другие различия между английским и французским рококо. Английская школа имела один вариант – сочетание французского стиля рококо и китайского стиля. Фигуры мандаринов, их головы, храмы с крышами в стиле пагоды, колокола, птицы хо хо, мосты, ажурные балконы, часто соединялись со спиралевидным, лиственным и цветочным орнаментами.

В те времена китайский стиль был крайне популярен в Англии.

«Согласно моде, все вокруг оформлено в китайском стиле или на китайский манер. Стулья, столы, камины, обрамления зеркал и даже домашняя утварь, вплоть до забора в парке или загона у скота, приспосабливались с этой новой экстравагантной моде, повсеместно распространяющейся не только в Англии, но и за ее пределами». The World, 1753г.

Китайский стиль появляется на иллюстрациях «Директор Чиппендейла» в середине 18 века. Тем не менее, совсем немного гравюр демонстрируют китайский орнамент сам по себе, он почти всегда совмещен с орнаментом рококо. Именно это совмещение двух стилей придавало фантастический шарм присущий мебели этой эпохи.

Так же как для рококо, китайский орнамент чувствуется более свободным и раскованным в работах скульпторов и золотильщиков. Краснодеревщики же ограничивались вырезанными фризами, панелями комодов и шкафов, а так же ножками кресел, хотя спинки некоторых стульев были выполнены цельно-вырезанными панно.

Зачастую обрамления зеркал и жирандоли были выполнены скульпторами и золотильщиками, которые использовали китайский узор, располагая фигуры мандаринов, птиц. Ажурные мостовые перила, изображающие орнамент листьев, спиралей, ракушек, зачастую были оформлены в стиле рокай.

В то время, витрины и этажерки, благодаря привезенным китайским фарфоровым статуэткам выполнялись в китайском стиле, вырезаясь достаточно сложным способом. Они были не приспособлены к технике краснодеревщиков и таким образом, для полированного акажу альтернативной стал лак и позолота.

Лакированная мебель была очень модной. Стены спален в Англии покрывались вручную обоями, привезенными с Востока или оформлялись под восточные. Сочетание таких обоев, лакированной мебели, штор и прикроватных балдахинов из европейского (или китайского) шелка, зеркал и жирандолей в полированном золоте, должно было затмить все своим великолепием, особенно, когда такой интерьер выходил из рук краснодеревщика и ковровщика Томаса Чиппендейла.

В наше время, выражение «Китайский стиль Чиппендейла» уже давно вошел в обиход. Смысл этого выражения неоднозначен, так как выражение наводит на мысль, что все английские произведения искусства в китайском стиле принадлежат рукам Томаса Чиппендейла, популярность которого возросла с выходом в свет «Директора», который, в свою очередь, помог увеличить популярность работ Томаса Чиппендейла. На самом же деле, китайский стиль английской мебели уже использовался в 1754 г, к моменту, когда книга Чиппендейла только вышла.

Чиппендейл же был, по сути, простым ремесленником, работавший в этом стиле. Статья из “The World” о популярности китайского стиля была опубликована годом ранее выхода книги «Директор» Чиппендейла.

Кроме «Директора» Чиппендейла были и другие книги с моделями, демонстрирующими английскую версию китайского стиля. Наиболее Важной была New book of Chinese Design (Новая книга китайского стиля) от Эдвардса и Дарли, 1754 г. Эта книга содержала иллюстрации медных гравюр, изображающими разные фигуры, мебель, пейзажи, птиц, животных, цветы. В книге содержится только несколько примеров мебели, тем не менее, авторы демонстрируют множество дизайнов предметов в китайском стиле для лакировщиков и художников. Так как китайский стиль преобладал, как в садовых, так и в домашних интерьерах эта работа иллюстрирует дизайны летних домиков, замков, беседок, мостов и садовых скамеек.

Популярность китайских садов вдохновила на создание другой работы в этой области «Сельская Архитектура в китайском стиле» (Rural Architecture in the Chinese Taste) Уильяма и Джона Хэлфпенни, 1750г. Любопытные иллюстрации этой книги вызывали следующую критику:
«ни один из тысячи оград, дверей, перил, кресел, храмов, каминов и других предметов, выполненных в китайском стиле, не обладал большим сходством с настоящим китайским стилем. И вот уже английская церковь не кажется чем-то странным путешествующему мандарину, ибо выглядит она, как китайская пагода». (The World, 1753)

Кроме того, у английских ремесленников тех времен, параллельно с рококо и китайским стилем, в искусстве изготовления мебели и декора был распространен и другой стиль. Речь идет о возрождающейся и не изжившей себя, сильнейшим образом укоренившейся, в отличие от китайского стиля, готике. Готика, не только использовалась для декорирования, она так же была ярко представлена в литературе.

Хорас Уолпол, английский писатель и основатель жанра готического романа написал: «Мы испытывали наслаждение, пронизывая свое собственное жилище торжественным стилем величия монастырей и кафедральных храмов». Перевоплощение домов знати в готическом стиле (с зубчатыми стенами, окнами в стрельчатых арках, изображение на холсте или штукатурке живописных парков, руин и т. д.) было одним из способов удовлетворения их поисков стиля пиктуреск или живописного стиля.

Готика применялась в сочетании со стилем рококо и воспринималась, как оригинальный, причудливый стиль. Казалось, что готический стиль появился раньше китайского. The World: «Жители «Сите» были поражены китайскому стилю, этакой новинке, тем не менее некоторые все еще придерживались старого, средневекового готического стиля. Остальные же, начали оформлять двери и окна своих бутиков в новом стиле».

О том же самом писали: « Еще несколько лет назад, все было выполнено в готическом стиле. Наши дома, кровати, библиотека и шезлонги постоянно демонстрировали какую-нибудь часть старых кафедральных соборов».

«Директор» Чиппендейла проиллюстрировал примеры готического рококо, комбинированного с китайским стилем. Готические узоры были использованы в ажурном орнаменте, в плетеном завивающемся узоре стоек и колонн (иногда поддерживающих свод в пагодах китайских замков), шпицев и колоколен.

Готический узор, по отдельности и без китайских добавлений не вдохновлял скульпторов и золотильщиков. Он идеально подходил для акажу, а так же для оформления библиотечной мебели. Мебель в готическом стиле отлично подходила для размещения книг по истории, архитектуре, археологии или романической поэзии, представляющие собой наиболее важные книги средневековья. Лакированные витрины, выполненные в стиле рококо, совмещенным с китайским стилем, очень выгодно сочетались с чашками и тарелками, привезенными с Востока, либо же выполненные в восточном стиле.

Первое и второе издания «Директора» демонстрируют библиотеки с готическими решетчатыми дверями; кружевными, резными перилами, колокольнями, возвышающимися над карнизами, так же как и письменные, библиотечные столы, украшенные ажурными краями и колоннами.

Чиппендейлу нравилось украшать стулья цельным плетеным узором и ажурным орнаментом в стиле французского рококо. Детали в стиле рококо облегчили готический орнамент, придавая ему его легкий, оригинальный шарм.

Английская мебель стиля рококо обладала бы нелепыми формами, если бы ее не спас тот факт, что она была сделана вручную – единственным известным в то время способом, так как, без всякого сомнения, было нарисовать какой-либо необычный орнамент значительно легче, нежели вырезать его. Вот почему модели третьего издания «Директора» выглядели перегруженными и неумелыми, до того, как к ним прикоснулась рука мастера. Как только работа над моделями была закончена и приобрела конкретно обрисованные на эскизах формы, модели приобрели то пресловутое качество, которого не хватало на первоначальных эскизах. Английские ремесленники 18 века, обладали исключительной ловкостью и интуицией, что и обуславливало такое перевоплощение мебели.

Тем не менее, как только предметы в стиле рококо начали производиться механическим способов лепного муляжа или папье-маше в 19 веке, рококо потерял свое великолепие и начал выглядеть крайне скупо. Он мог выглядеть вульгарно и неумело выполненным, не обладая больше ни спонтанностью, ни грациозностью привычного рококо, искусно вырезаемого во времена Чиппендейла.

Французское рококо, китайский стиль и готика могли существовать только в ремесленную эпоху, являясь неотъемлемой частью 18 века. Исключительно подходящие для домов, садов, где наиболее современные предметы были заботливо прорисованы и где нелепые, неприглядные формы не могли существовать.

Комментарии закрыты